ENTERTAINMENT WEEKLY
Майк Флахерти
17 мая 2002
Дело закрыто. Накануне своего заключительного эпизода, звезды и производители "The X-Files" с любовью оглядываются назад, на ранние годы создания гипнотической культовой сенсации телевидения.
Готовясь окончательно выключить прожектора, главные персоны в "The X-Files", как обычно, держат рот на замке относительно выходящего 19 мая двухчасового финала, кстати, получившего название "Истина."
"Возврат назад и выполнение всего, что было обещано в первых двух эпизодах, создает ощущение замыкающегося круга", говорит создатель шоу Крис Картер. Другими словами, ожидайте возвращение агента ФБР Фокса Малдера в исполнении Дэвида Духовны вместе с целой галереей персонажей - лучших заговорщиков шоу, включая Курильщика, дымящего из отверстия трахеостомы на своей шее, а также множественных заговоров и катастроф.
Сделав почти тайный дебют вечером в пятницу 10 сентября 1993, "The X-Files" немедленно стали, хоть еще и неоперившейся, но главной премьерной драмой сети "Fox". Четвертый сезон стал несомненным успехом и расцветом сексуально - интеллектуальной суперславы Духовны и его партнерши Джиллиан Андерсон (Агента Даны Скалли), что обусловило переход показа на высоко-конкурентоспособную воскресную ночь. Без малейших колебаний, прежняя культовая причуда продолжала крушить вершину Nielsen's 10-ки, зарабатывать маленькие благосостояния для ее создателей и сети "FOX", и что наиболее знаменательно, превращать апокалиптическую паранойю в господствующую семейную забаву. Хотя эта вычурная, великолепная и ужасающая мировоззренческая концепция никогда не удостаивалась одобрения Эмми, "The X-Files" стали глобальным феноменом, породив как огромное количество жалких подделок, так и заработав привилегию собственного полнометражного кинофильма. Картер планирует начать снимать второй полнометражный фильм по мотивам "The X-Files" летом 2003.
После снижения текущего рейтинга и ухода Духовны, Картер и Компания представила следующее поколение "The X-Files", выдвигая Андерсон вперед, в центр, и добавляя пару назойливых агентов - Джона Доггетта, в исполнении Роберта Патрика и Монику Рейес, Аннабет Гиш - в команду, все время сохраняя присутствие мрачных и острых ощущений.
"Если бы я остановилась и задумалась, я бы смогла ощутить всю тяжесть произошедших перемен. Я полагаю, что я не хочу проходить через это еще раз, " - говорит Андерсон.
В этом духе отрицания и страданий от неразделенной любви, мы решили повторно посетить легендарные истоки "The X-Files" вместе с группой прежних и текущих талантов шоу, которые вспомнят те холодные, темные дни в дебрях Ванкувера, места, породившие наиболее интригующий телевизионный дуэт, и эпизоды, оказавшие наибольшее влияние на их воображение. Читайте их и рыдайте.
СОТВОРЕНИЕ МАЛДЕРА И СКАЛЛИ
КАРТЕР: Я просмотрел, по крайней мере, сотню людей на каждую роль. Дэвид был один из первых. Джиллиан, вероятно, прослушивалась где-то в середине. Она пришла как полная оборванка, но с большими рекомендациями от кастинг-директора Рэнди Стоуна. Он сказал мне, что она была выпускницей "Juilliard", чего в действительности не было. Она была привлекательна, но одновременно имела определенную серьезность, что требовалось для игры агента ФБР, а еще она была достаточно молода, чтобы быть идеалистом. И она была новым лицом. Мне она понравилась.
АНДЕРСОН: Телевидение не интересовало меня вообще. Я имею в виду что, когда я была в начальной школе, я смотрела повтор "Gilligan's Island" и "The Brady Bunch" , и я даже не знала, что это были повторы! Не знаю, признавалась ли я в этом прежде, но я долго жила на пособие по безработице, и мои агенты были готовы бросить меня, поэтому я прочитала этот телевизионный пилотный сценарий. Я понятия не имела насколько "The X-Files" были разными, но я подумала, что это клево, и мне понравились интеллектуальные остроумные диалоги между Скалли и Малдером. Помнится, я одолжила костюм для первого прослушивания. Крис позвонил через неделю и пригласил еще на одно прослушивание, теперь для Телекомпании Network, и я одолжила другой костюм. Там я встретила знакомых актрис из Нью-Йорка, Джилл Хеннесси и Синтию Никсон.
КАРТЕР: Руководство телекомпании Network не понимало, почему мне так понравилась Джиллиан, и было много возражений против нее. Но я принципиально поставил мою карьеру и успех проекта на нее, сказав, что это - единственный человек, с которым я собираюсь работать. Я взял за пример роль Джоди Фостер в "Молчании Ягнят". Джиллиан не была конфеткой, да мы и не хотели конфетку. Я не хотел, чтобы Скалли напоминала женщину, главной заботой которой является то, во что она сегодня оденется. "
АНДЕРСОН: Я хотела быть реалистичной относительно Скалли. До известной степени, я никогда не обращала внимания на то, как она выглядит, слава Богу, потому что это вписалось в сверхъестественную, загадочную природу сюжета. Она казалась такой другой, отличной от меня, поэтому меня снабдили экипировкой, подобающей приличной женщине. Видя эту одежду сейчас, я имею в виду тот жакет в красно-зеленую клетку, который я носила, и все эти складочки - тьфу! Это было до того, пока мы не переехали в Лос-Анджелес, там они наняли нового дизайнера и начали одевать Скалли в хипповые вещи. Сначала я воспротивилась, " Нет, нет, нет! " Потом я начала говорить, " Хорошо, это выглядит лучше ... "
КАРТЕР: Я видел замешательство Дэвида перед тем, как он начал читать на прослушивании. Его речь была довольно медленной, немного лаконичной, и я подумал, а у него довольно интересный стиль.
ДУХОВНЫ: Малдер был описан больше похожим на MTV-вишного ви-джея, чем на агента ФБР. Это отражает, какого возраста пилотная серия. Я думал, как я заполучу эту MTV-вишную роль без хаера (длинных волос)? Так что я повязал галстук с мультяшными поросятами на этот просмотр. Я попытался вложить смысл небольшой непочтительности в это. Я помню Криса, увидавшего этот галстук, чуть не стошнило.
КАРТЕР: Я сказал, "Ты должен думать как агент ФБР. " Тогда Дэвид посмотрел на меня с таким выражением... "Я знаю, как играть это, " и он действительно знал.
ДУХОВНЫ: Малдером движет интеллект, в отличии от тех, более сексуальных персонажей, которых я играл в "Экстазе", и в независимых фильмах. Этот же сериал, один из наиболее целомудренных сериалов за все время. Итак, я проявил хороший инстинкт на этого парня, он, будучи целомудренным, все же имеет весь секс у себя в голове. Что было интересно для меня, так это его статус постороннего наблюдателя, со взглядом посвященного лица. В сценариях Дарина Моргана всегда были глубокомысленные внутренние шуточки для посвященных, но для меня, пафос характера в том, что ... он - подобен женщине, запертой в теле мужчины.
КАРТЕР: Было легко наделять Малдера причудами, потому что он был задуман как эксцентричный характер.
ГЛЕН МОРГАН: [автор сценариев/исполнительный продюсер] Было огромное количество шуток, понятных только кругу посвященных. Дэвид не поклонник Элвиса, так что я дал эту навязчивую идею Малдеру, чтобы допечь его. И он хорошо повеселился, играя с этим. Я также, для прикола, показал его читающего "Видео-новости" только для взрослых ...
ДУХОВНЫ: Но это - только причуды, это не черты характера персонажа. Вы можете говорить "семечки" и "порно", пока вы не посинеете, но в конце концов это все об отношениях. Они могли сделать Малдера интересующимся гомосексуальным порно. Это все равно работало бы на меня.
КАРТЕР: Семечки возникли, потому что я ел их как одержимый, пока писал пилотный эпизод. Порно пришло главным образом от Глена Моргана и его партнера Джеймса Вонга, которые - я могу это рассказать? - знали толк в этом.
МОРГАН: Спасибо, Крис!
КАРТЕР: Забавная вещь состоит в том, что все мы вынуждены были работать до глубокой ночи, а затем возвращаться в гостиницу. У них было четыре порно канала, и вы могли посмотреть бесплатно три минуты. Каждый возвращался на следующий день, посмотрев одно и то же порно.
ДУХОВНЫ: Никто тогда не стремился помещать жизнь Малдера и Скалли под угрозу так часто. Авторы еще не загнали себя в эту ловушку. Это была стадия перехода количества в качество. Чем меньше мы давали, тем больше получался эффект: Чем больше людей начинало хотеть, чтобы Малдер и Скалли были вместе, тем меньше писалось про это, и это было хорошо. Я помню после, кажется, шестого эпизода, Крис сказал, что он хотел бы, чтобы Джиллиан и я прошли сеанс парной психотерапии для характерных актеров. Он думал, что мы прекратили прикасаться друг к другу. Я решил, что эта идея только на пользу сериалу, и сказал ему пошел на..f --- .
БОЛЬШОЙ ПРОМОКШИЙ СЕВЕР
АНДЕРСОН: Когда мы получили работу, я подумала, " Хорошо, завтра начинается отпуск. " Это был четверг, я уехала в Ванкувер в субботу.
КАРТЕР: Это были две недели, которые стали пятью годами, как говорит Дэвид. Но Ванкувер был огромной частью успеха шоу. Главное заключается в том, что он создавал ощущение чужеземного. Это была совсем другая страна для меня - она заставляла все выглядеть призрачным и немного сюрреалистичным.
МОРГАН: Ванкувер имеет свою визуальную характеристику. Первоначально, они хотели снимать шоу в Лос-Анджелесе, но там нужно пройти 60 миль до Национального Леса и все равно не получишь нужной плотности деревьев.
ДУХОВНЫ: Если бы я имел больше делового здравого смысла, я бы тогда подумал, что мы просто снимаем дерьмовый синдикатный сериал, и мы - в Канаде только потому, что это дешево. Но я не был таким. Вместо этого я испытывал фантастическое ощущение, как будто мы маленькая армия, идущая в джунгли, чтобы выйти оттуда с призом.
ТОМ БРАДВУД: [помощник режиссера / Одинокий Стрелок, Мельвин Фрохайк ]
Каждую неделю у нас возникала одна и та же проблема ... создание летающей тарелки, и в связи с этим, необходимость строить огромные подъемные краны со стальными балками, оснащенными от 30 до 60 осветителей так, чтобы отдел спецэффектов смог нарисовать блюдце внутри этого сооружения. Потом была подводная лодка ["End Game," эпизод 40], мы заполнили платформу почти 25 тоннами льда и снега, и построил эту огромную боевую рубку, которую можно было поднимать и опускать. Это было потрясающе.
КАРТЕР: Я должен был подниматься на каждый наблюдательный пункт, чтобы видеть все, что режиссер собирается снимать. Я глубоко вникал в детали костюмов и реквизита. Я не хотел оставлять ничего на волю случая, потому что я знал, что один пустяк может потопить нас. Я помню в эпизоде "Deep Throat" были надписи вокруг Зоны 51, которые, как предполагалось, гласили "Authorized Personnel Only" (Только для уполномоченного персонала), и кто-то написал Authized вместо Authorized. Я сказал что-то вроде, "Кто, мать вашу f --- , не умеет правильно писать?! " Ошибки, подобные этой, могут заставить шоу выглядеть убогим. Аудитория следит очень внимательно, они ожидают, что это будет выглядеть реалистично.
Я показал пилотный эпизод Рику Картеру производственному разработчику Спилберга и Роберта Земекиса. Он сказал, "Постарайтесь делать как можно меньше, потому что у вас нет времени и денег на качественные спецэффекты. Скрывайте все в полумраке. " Это был великий большебюджетный совет и хороший сюжетный совет, потому что чем меньше вы видите, тем более пугающе это выглядит.
ДЭВИД НАТТЕР: [режиссер] Бесплатно было только воображение. Поэтому ограничения бюджета выявили лучшее в каждом. "The X-Files" стал один из первых сериалов, где стиль привлекал внимание людей раньше, чем они вовлекались в сюжет.
БРАДВУД: Чаще всего мы снимали зимой. Обычно это было ночью и не в помещении. У нас действительно не было места, куда бы мы могли бы пойти в перерыве между дублями. Если шел дождь, мы просто приспосабливались к этому.
МИТЧ ПИЛЕГГИ: [Помощник Директора ФБР Уолтер Скиннер], Если вы посмотрите те ранние эпизоды, вы сможет увидеть воду, заливающуюся в рот актеров, когда они произносят свои диалоги.
АНДЕРСОН: Они должны были сгребать снег с травы, чтобы заставить ее выглядеть так, как будто мы находимся в Штате Индиана. Они сдували снег теплым воздухом. И я в юбке, на каблуках, должна была ходить по льду. И дождь, и дождь, и дождь. И когда не было дождя, мы были вынуждены делать искусственный дождь, потому что предшествующая сцена была снята во время дождя! Это было - f---ing
О ПРИШЕЛЬЦАХ И КУРИЛЬЩИКЕ
КАРТЕР: Идея мифологии [заговор - "пришельцы хотят захватить мир" - сердце сериала] действительно исходит из пилотного и первого эпизода, где осведомитель Малдера "Глубокая глотка" произносит, "Мистер Малдер, они здесь уже давным-давно." Это приоткрывает дверь заговора. В следующий раз вы получаете продолжение этого - в "The Erlenmeyer Flask " [эпизод 23]. Потом у меня появилась идея для эпизода в двух частях с охотником за клонами, которая воплотилась в "Colony" [эпизод 39] и в "End Game" [эпизод 40]. Приблизительно в это время [экс-продюсер] Франк Спотниц прибыл на борт. Он написал вторую половину этой дилогии, и именно в это время мифология действительно стала важной.
ДИАН ХЭГЛАНД: [Одинокий Стрелок Ричард "Ringo" Лэнгли] Это была концепция " в отсутствии врага...". Фактически, как сказал один из продюсеров, после 1990, когда рухнула Берлинская Стена, мы больше не имели врагов, и это был показ, который развивал образ врага, необычного для нашего восприятия. Я думал, что это было круто, то, как это захватило всех, это - дух времени.
КАРТЕР: Я помню как парень, который был главным ответственным по драмам на киностудии, сказал, " Вы должны завершить эти истории. " А я сказал, " Вы не можете надеть наручники на пришельцев и бросить их в тюрьму в конце серии. "
" Но люди не смогут почувствовать себя удовлетворенными. "
" Доверьтесь мне, они смогут."
"И мы управляли этой игрой в течение долгого времени. Я знаю, что это была азартная игра, но я чувствовал , что если найти хороший сюжет и заполнить его острыми ощущениями, то аудитория пойдет за нами. Удивительная вещь заключается в том, что аудитория не только шла за нами, но и поддерживала нас так, что мы могли позволять себе делать комические эпизоды, например такие, как написанный Дарином Морганом эпизод 43 "Humbug", а потом возвращаться и делать эпизоды мифологии, и это нравилось зрителям. Я понял, что наша привилегия очень растяжима.
ЭПИЗОДЫ - СОКРУШАЮЩИЕ ОСНОВЫ ЖАНРА
АНДЕРСОН: Когда появился "Обман" (Humbug), это ощущалось подобно " О, мой Бог, - это то же самое шоу? Что это? " И это был такой кайф - будто, мы были на каникулах!
ДУХОВНЫ: Крис никогда не был расположен к юмору, но Дарин и его брат, Глен Морган вместе с Джеймсом Вонгом были. И, очевидно, Винс Джиллиган ["Small Potatoes," Мелкая картошка", эпизод 92] тоже. Это стало разновидностью моей борьбы, заполучить юмор в шоу тем или иным способом. Я не хотел, чтобы это выглядело по-дурацки, я только хотел, чтобы наши персонажи были реальными, а что может быть реальнее, чем чувство юмора.
МОРГАН: Даже небольшие шутки расценивались хулиганством. Дарин сказал, что, когда Крис прочел "Обман", он сказал, "Не то чтобы это было плохо, я только не знаю, что с этим делать." Но надо отдать должное Крису, они сняли это. И я думаю, что этот эпизод стал другим основополагающим эпизодом шоу, так же, как и наш первый эпизод о монстре, "Узкий" [эпизод 2, про мутанта - "любителя человеческой печени"]. Именно они позволили шоу раскрыться. До этого, каждый в компании "Fox" думал, что "The X-Files" собираются быть "НЛО недели".
ДУХОВНЫ: "Лед" [эпизод 7, в котором агенты застряли на арктической станции, борясь со смертельным вирусом], был важен, и вероятно он мой любимый в первом сезоне. Это было в первый раз, когда персонажи пошли в другом направлении. Морган и Вонг написали действительно забавный и страшный сценарий.
ХЭГЛАД: "Beyond the Sea " [эпизод 12] и "Лед" действительно создали представление о потенциале шоу.
МОРГАН: Сейчас люди будут пытаться отрицать это, но в течение первого сезона они считали, что Джиллиан не соответствует Дэвиду. Был эпизод "Огонь" [эпизод 11, про пироманьяка], с Амандой Пейс, и Крис завел разговор о том, что надо бы обсудить возможность того, чтобы Пейс заменила Джиллиан. Но Джеймс и я думали, что Джиллиан была потрясающей. Ей только нечего было делать. Так что мы написали "Beyond the Sea", чтобы показать, на что она способна.
КАРТЕР: Поначалу Дэвид получал все внимание, и Джиллиан чувствовала себя немного подавленной этим. К тому же Малдер умничал, и всегда казалось за ее счет.
МОРГАН: Во первых - Дэвид сам забавен и харизматичен, во вторых, Малдер - верующий фанатик, так что он всегда был более интересен. Скалли же обычно походила на человека, отравляющего существование другим: "О, Малдер, ты сошел с ума".
АНДЕРСОН: Я, как предполагалось, всегда шла на несколько шагов позади него. Именно так нам было предписано! Это проявлялось не в отношении ко мне команды, а в том, что все продолжали говорить: "Вы знаете, Малдер всегда прав", так что я не выдержала и взвопила, "Да почему это, Малдер всегда прав?! " Я была в недоумении.
КАРТЕР: Я всегда сопротивлялся "одомашниванию" показа. Я не хотел знать о личной жизни персонажей. Хорошо, [в "Beyond the Sea"] Морган и Вонг ограбили склад, нарушив мой запрет. Они убили отца Скалли, но они также красиво переключили роли. Скалли стала верующей, а Малдер скептиком.
УСПЕХ
МОРГАН: Все в компании "Fox" думали, что "The X-Files" не протянут долго, что будет сделано 13 эпизодов и все прекратится. Они действительно думали, что приключенческий сериал "Brisco County, Jr.", собирается стать их самым большим хитом.
КАРТЕР: Но наш успех в первый год был очень хорош, по меркам "Fox". Мы никогда не находились в опасности быть прикрытыми.
АНДЕРСОН: Это было время, когда я начала читать письма, и люди говорили " Вы спасли мою жизнь", или репортеры писали, что Скалли была образцом подражания для молодых женщин. Это льстило моему самолюбию в течение примерно пяти минут, прежде чем я начинала думать, что я не знаю, смогу ли справиться с этим. Я всегда чувствовала, что они говорят о Скалли, это не имело никакого отношения ко мне. Но чем больше я говорила о ее чертах характера, какой честной она была, как ревностно старалась делать все правильно, тем больше я брала пример с того пути, по которому она шла.
ДУХОВНЫ: Мне больше нравилось, когда мы становились предметами для шуток, а не звездами ТВ. Когда шоу стало популярным, авторы упустили из виду важность этого факта, и когда вдруг Малдер стремительно влетал в комнату, или Скалли начинала рявкать распоряжения, все вдруг подпрыгивали от радости. На что я бы сказал так, "Посмотрите, никто не слушает Скалли! И каждый смеется над Малдером! Не слушайте Малдера! Высмейте Малдера! И не делайте его таким идеально хорошим ..., но также не делайте его столь невыносимым. "
КАРТЕР: Представители киностудии обратились ко мне в 1996: "Мы собираемся перенести показ сериала на воскресную ночь".
Я сказал, "Не делайте этого! Мое опасение состояло в том, что культ ночи пятницы предназначен для мятежников, а не для обывателей. Немного я знаю случаев, когда вы могли бы взять культовое шоу и сделать его господствующим телевизионным культом.
Теперь, когда мы делаем последний эпизод ..., каждый раз, когда я сталкиваюсь с производством, это - последняя встреча, и появляется небольшой ком в горле. Потом - обсуждение с актерами и тоже последнее, и опять небольшой ком в горле. Я смогу понять, что в действительности буду чувствовать только тогда, когда окажусь далеко от всего этого.